Главная

 

Просветление

Что это такое?

  Просветление - синонимы: Само-Реализация, Освобождение, Мукти (санкср.), Мокша (санскр.), Бодхи (санскр.будд.).

  “Мокша (санскр. moksa = “избавление, освобождение; спасение души"), в индийской религиозно-филосовской мысли освобождение как высшая окончательная цель стремлений индивидуума, мыслимая как избавление от всякой изменчивости, от перерождений, страданий и превратного бытия в сансаре. Понятие М. широко употребляется в индуизме и буддизме.
  Учение о М. формируется уже в Упанишадах1: преодоление индивидом зависимости от мира, вовлечённости в круг рождений и смертей достигается при условии познания тождества «Истинного Я», Атмана, с чистой реальностью бытия — Брахманом2. «Как реки текут и исчезают в море, теряя имя и образ, так знающий, освободившись от имени и формы, восходит к божественному пуруше» («Мундака-упанишада» III 2, 8). С освобождением связано состояние высшего блаженства (ананда), радости, расширения души, ощущение полной слитности с Творцом и творением, причём сами Творец, творение и тварь становятся неразличимыми. Достигшие М. освобождаются от желаний, полностью постигают Атман и «проникают во всё»; «Я» неотделимо от Бога и субъект — от объекта.
Почти "Просветлился"!  Согласно учению Веданты, М. может быть достигнута и при жизни, когда душа связана с телом, но уже не зависит от него в том отношении, что она никогда не отождествляет себя с ним и не привязывается к тварному миру, хотя мир ещё продолжает являться душе. Это учение об освобождении при жизни (Дживанмукти) Веданта разделяла наряду с санкхьей, буддизмом и джайнизмом. Как только, познав своё единство с вечным и единым Брахманом, человек достигает М., он выходит из-под действия закона кармы, цепи рождений и смертей и выступает как бесконечное существо, преодолевшее авидью и связанные с нею иллюзии. М. связана не с уничтожением «Я», а с обретением своего «Истинного Я», с реализацией его бесконечности.
  По Шанкаре, М. настолько превосходит все категории опыта, что не поддаётся описанию в терминах нашего познания и характеризуется обычно через отрицат. определения - "не это, не это" - (состояние сарватмабхавы, букв, «всё-я-бытие» — отсутствие к.-л. форм и качеств). Душа выходит из колеса сансары, достигает озарения, утрачивает желания и стремления (на уровне почитания Сагуна-Брахмана, или Ишвары3, человек может ещё стремиться к высшему миру Брахмана — брахмалоке, но, достигнув М., он становится выше и этого стремления).
  Согласно Раманудже, М. связана с освобождением «Я» от ограничений: после исчерпания кармы и избавления от физич. тела наступает единение с Богом (Рамануджа не принимает учения об освобождении при жизни).
   Теистич. концепция «Бхагавадгиты» связывает М. с непосредств. знанием (джняна), ведущим к соединению с Высшим «Я», и даёт классификацию М.: мукти — избавление; брахмистхити — бытие в Брахмане; найшкармья — недействие; нистрайгунья — отсутствие трёх качеств; кайвалья — освобождение через уединение; брахмабхава — бытие Брахмана.
  По учению школы ньяя М. освобождает от страданий, порабощённости страстями, но не разрушает «Я»; освобождение — не столько прекращение страданий, сколько переживание положит. наслаждения. Согласно Прабхакаре (школа миманса), М. состоит в полном исчезновении дхармы и адхармы, прекращении как страдания, так и удовольствия. Мимансе свойственно убеждение в недостаточности познания для освобождения.
   В целом М. является одним из ключевых понятий большинства систем инд. мысли.” (ФЭС)

1 Упанишады [санскр. Upanisad = “сидение около (Учителя)” или Upanisad = “(слова), разрушающие узы незнания”, “приближающие к Брахману”],  заключительная часть вед, их окончание ("веда-анта"); основа всех ортодоксальных (принимающих авторитет вед) религиозно-философских систем Индии, в том числе Веданты. Из св. 200 упанишад ок. 10 считаются главными. Время создания 7-3 вв. до н. э. - 14-15 вв. н. э.
2 Брахман [санскр. Brahman] – безличный Абсолют в индуизме.
3 Ишвара [санскр. Iswara] – высочайший личный Бог индуизма.

Как достичь Просветления, "Само-Реализации"?

  Ответ на этот вопрос можно получить из диалогов великого "Просветлённого" Учителя - Бхагавана Шри Рамана Махарши:

Просветлённый взгляд садху!!!Искатель: — Как я могу достичь Само-Реализации?  
Махарши: — Реализация не есть нечто такое, что должно быть завоевано — она уже здесь. Все, что необходимо, это отбросить мысль «я еще не реализован»! Внутренний покой или Мир — это и есть Реализация. Нет такого момента, когда Атман отсутствует. Поскольку имеет место сомнение и ощущение не-Реализации, то надо предпринимать попытки освободиться от этих мыслей, вызванных отождествлением Атмана и не-Атмана. Когда не-Атман исчезает, остается только Атман, так же как для освобождения места в комнате достаточно просто убрать часть загромождающей ее мебели: свободное место не надо приносить откуда-то извне.В предкушении Просветления...

Искатель: — Как мне достичь Атмана (Истинного Я)?
Махарши: — Не существует достижения Атмана. Если бы Атман был достижим, то это означало бы, что Атмана нет здесь и теперь, но что Он еще должен быть получен. Приобретенное вновь будет также и утрачено, а значит, оно будет непостоянным. Что непостоянно, то не заслуживает приложенных усилий. Потому я и говорю, что Атман не достигается. Вы уже являетесь Атманом. Вы уже — ТО. Но вы не знаете о своем истинном состоянии, полном блаженства, так как неведение (буквально «покрывало»), закрывает чистый Атман, который есть Блаженство. Практические усилия направляются только на то, чтобы удалить эту завесу неведения, являющуюся просто ошибочным знанием. Ошибочное знание — это ложное отождествление Атмана с телом, умом и т. д. Оно должно уйти, и тогда останется только Атман. Следовательно, Реализация уже имеет место для каждого и не делает различия между искателями. Сомнения в возможности Реализации и идея «я-еще-не-реализован» сами являются препятствиями. Будьте свободны и от этих препятствий.

Искатель: — Как долго следует практиковать, чтобы достичь Мукти?
Махарши: — Мукти не достигается в будущем. Освобождение присутствует вечно, здесь и теперь.

  Вот, что пишет о Просветлении "Просветлённый" ученик Шри Рамана Махарши - Пападжи (Шри Х.В.Л. Пунджа):

Просветление

Просветление - это познание своей истинной природы,
которой является Тишина. Это познание всего.
Свобода - это осознавание этого с каждым Вдохом.
Освобождение - это Тишина,
это когда ты не касаешься дуальности.
Эта Тишина есть отсутствие деятеля,
и все это язык Покоя.

Я своб-о-о-о-ден!!! Свобода - это одиночество, Единство, не-двойственность.
Если в Сознании нет объекта,
наступает Тишина, и это Свобода.
Пока ты считаешь, что этот мир реален,
и пока остаются «я» и «ты», Свободы быть не может.
Свобода - это знание того, что
Я во мне - это то же Я, что и в тебе.
Эти я и ты равны, между ними нет различий.


Быть присутствием - это Свобода,
оставаться в прошлом - это самсара.
Свобода всегда Здесь,
в Сердце всех Существ.
Она перед тобой, внутри, снаружи, Повсюду!
Что есть связанность,
если Свобода всегда Здесь!
Что не является Истиной?

Самореализация - это познание того, что ты уже Свободен.А мы на дудочке играем...
Она всегда Здесь, она просто освобождает от рабства.
Это значит бросить ведро своей индивидуальности
в Колодец Бытия, но без веревки
желаний, мыслей, привязанностей и намерений.
Не пытайся куда-то отправиться, просто Будь.
Единственная «нужда» - это БЫТЬ, даже не видеть.
Это так просто, что становится сложным.
Это находится Здесь и Сейчас, в это самое Мгновение.

  А вот интересная притча про Просветление (Источник: Экхарт Толле «Сила момента сейчас»):

                   Просветление - что это такое?

Нищий сидел на обочине дороги уже больше тридцати лет. Однажды мимо него проходил странник.

- Подайте несколько монет, - прошамкал нищий беззубым ртом, механически протянув ему старую бейсболку.
- Мне нечего тебе дать, - ответил странник. А затем спросил: - На чем это ты сидишь?
- Да так, ни на чем, - ответил нищий. - Это просто старый ящик. Я сижу на нем уже столько, сколько себя помню.
- А внутрь когда-нибудь заглядывал? - поинтересовался странник.
- Нет, - сказал нищий. - Какой смысл? Там же ничего нет.
- А ты загляни, - настаивал странник.

Нищий принялся поднимать крышку. С огромным удивлением и восторгом, не веря собственным глазам, он увидел, что ящик был полон золота.

  См. также:  Что такое Адвайта-Веданта?, Что такое Йога?, Что такое Медитация?,  Йога (микс), Интегральная йога, Йога и питание, Зачем в йоге нужен учитель?, книги: Свами Вивекананда "Раджа йога", Хатка-йога Прадипика, Кристофер Ишервуд "Рамакришна и его ученики".
.

 

на главную