Главная

 

Что такое Йога?

Основные понятия, определения, терминология.

Йог  Слово "йога" образовано от санскритского корня "йуг" ( юдж), означающего "связывать", "соединять", "скреплять", "сцеплять", а также "направлять, сосредоточивать внимание", "употреблять", "применять". Оно также означает союз или общность. Это истинное единение нашей воли с волей Божьей. Как говорит Махадев Десай в своем предисловии в книге "Гита по Ганди", "йога есть прикрепление всех сил тела, ума и души к Богу; она предполагает дисциплинирование интеллекта, ума, эмоций и воли; это уравновешенное состояние души, дающее человеку возможность спокойно взирать на жизнь во всех ее аспектах".

  Йога - одна из шести ортодоксальных систем индийской философии. Она была верифицирована, скоординирована и систематизирована Патанджали в его классическом труде "ЙОГА СУТРЫ", состоящем из 185 сжатых афоризмов.

  В них Патанджали приводит свое определение слова Йога:.
"Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.
Объект наблюдения может быть как внешним по отношению к нам, так и внутренним – частью нас самих. Но это может быть и область интересов, концепция или что-то, находящееся выше уровня человеческих ощущений, скажем, Бог."

  Тогда становится очевидной способность понимать объект полностью и правильно.

  В состоянии йоги появляется способность контролировать всевозможные предубеждения и вымышленные элементы. Их влияние уменьшается или исключается вовсе. Убираются все препятствия к обновленному постижению.

Шри Рамана Махарши о йоге:

Шри Рамана Махарши в молодости Йога подразумевает наличие предварительного разделения и является средством для последующего соединения одного с другим. Но кто соединяется и с кем? Вы — искатель, ищущий союза с чем-то. Если вы принимаете данное предположение, то тогда это «что-то» должно быть отдельным от вас. Но ваш Атман, истинное Я, известен вам, и вы всегда сознаёте Его. Ищите Его и будьте Им! Тогда Он предстанет как бесконечность, и вопросов о йоге больше не будет.
Неразрушимое "Я-Я" - безграничный океан. Эго, "я"- мысль — это только пузырь на его поверхности, называемый дживой, или индивидуальной душой. Пузырь также состоит из воды, ибо когда лопается, то просто смешивается с океаном. Оставаясь пузырем, он, однако, частица океана. Бесчисленные методы под различными названиями, такие как Йога, бхакти, карма, и т.п., каждый из которых имеет, в свою очередь, множество модификаций, не ведая этой простой истины, с большим мастерством и в запутанных деталях обучают искателей только для того, чтобы соблазнить их и запутать их умы. Это относится к религиям, сектам и догматам. Зачем все они нужны? Только для познания А т м а н а.
Они — помощники и практики, требуемые для Его познания.

  В своих Йога-Сутрах Патанджали предложил адепту для достижения высших целий Йоги последовательно пройти через её восемь ступений:

I. Яма (Йама) - соблюдение всеобщих моральных заповедей (контроль межличностных отношений):
1. Ахимса - воздержание от нанесения вреда любому живому существу на деле или в мыслях;
2. Сатья - правдивость в словах и мыслях;
3. Астея (Астейа, Астеям) - отсутствие стремления к обладанию чужим;
4. Апариграха - отклонение даров и других незаслуженных материальных благ, нестяжательство, свобода от ненужных вещей;
5. Брахмачарья - контроль за плотскими желаниями и сексуальной активностью;

II. Нияма (Нийама) - культура, внутренняя дисциплина, внутриличностный контроль:
1. Шауча (Щаоча) - очищение:
А. Бахья - внешнее очищение;
Б. Абхьянтара - внутреннее очищение (очищение ума посредством воспитания хороших эмоций и чувств [таких как дружелюбие, доброжелательность, бодрость] ради того, чтобы сделать добро другим людям);
2. Сантоша - удовлетворенность, привычка довольствоваться тем, что приходит без излишних усилий, нетребовательность к материальным благам;
3. Тапас - аскетический образ жизни, умерщвление плоти, состоящее в выработке привычек переносить холод, голод и т. д.;
4. Свадхьяя - регулярное чтение духовной литературы, изучение основ учения, постижение высших духовных истин;
5. Ишвара-Пранидхана (Ишвара-Пранидха) - размышление о Боге, других высших силах, смирение перед объективностью законов бытия.

III. Асана - достижение физического здоровья посредством физических упражнений (поз);

IV. Пранаяма - контроль над дыханием или умение путем дыхательных упражнений управлять потоками Праны (общеуниверсальной энергии) как в своем теле, так и за его пределами;

V. Пратьяхара - управление чувствами (уведение чувств под контроль бодрствующего сознания);

VI. Дхарана - искусство сосредотачивать мысли;

VII. Дхьяна (Дхиана) -медитация (длительное размышление).

VIII. Самадхи - состояние погружённости в "Высшее (Истинное) Я" (Атман - Брахман).

  В настоящее время эти восемь ступений йоги стали классическими и входят в так называемую "восьмиступенчатую" (аштанга) систему Йоги Патанджали (также входят в систему Раджа-йоги; см. Свами Вивекананда "Раджа йога").

  Большое количество практик, которые сегодня носят название "Йога", выходит из одного общего первоисточника, но с течением времени истинное учение Йоги искажено до такой степени, что неправильно трактуется. Таким образом, существует множество систем, которые не имеют отношения друг к другу или к их первоисточнику.

Сейчас техники Йоги делятся на четыре основные категории:

  Каждая из этих систем содержит сложную философскую и метафизическую структуру и широкий выбор практик. Существует много школ и авторов Йоги: некоторые из них - это отдельные системы со своими правилами; другие - это подсистемы главных систем; некоторые - это системы, занимающиеся отбором техник из других систем. Но лишь такая практика, которая приводят к цели - к достижению Сознания Единства, может быть классифицирована как Йога.

  Четыре основные системы Йоги (Раджа-Йога, Карма-Йога, Бхакти-Йога, Джняна-Йога) первоначально не были различными путями к просветлению, а представляли различные аспекты просветления:

  1. Полностью просветленный человек это тот, кто удерживает Трансцендентальное сознание во всей своей деятельности; он есть Раджа-Йог.
  2. Он больше не отождествляет себя со своими поступками, и в результате они находятся в согласии с Природой - Карма-Йога.
  3. Его сердце выражает высшее просветление и любовь ко всему мирозданию - Бхакти-Йога.
  4. И он знает на своём прямом личном опыте, что его истинное "Я" тождественно с остальным мирозданием - Джняна-Йога.

  Йогин-садхуНо когда за несколько тысячелетий естественная дорога к Единству была утрачена, то все, что осталось, - это описания четырёх результатов от Йоги. Непросветленный человек опять начал копировать эффекты сознания, и четыре основных следствия достижения цели стали четырьмя различными путями к ней.

  Учение Йоги было искаженено на протяжении многих столетий, и следствия были приняты за причины. Во многих традициях преподносится, что внутренняя чистота есть необходимое предварительное условие к просветлению, и что необходимо вести праведный образ жизни прежде, чем будет позволено медитировать (на какой-то "ступени"). Однако внутренняя чистота и праведная жизнь есть результат достижения просветленности, то есть результат медитации. Именно медитация очищает человека, как снегоочиститель сам себе прокладывает путь, оставляя за собой чистую дорогу в результате своей деятельности. Пытаться очистить систему, чтобы "путь к Себе" ("путь к истинному 'Я'") был бы чист, это все равно, что идти впереди снегоочистителя, разгребая лопатой снег, обеспечивая ему путь. Вы все же можете достичь цели, но это более длинная и трудная процедура и самое главное, это трагическое пренебрежение самым мощным инструментом - медитацией.

  См. также: Что такое Адвайта-Веданта?, Что такое Просветление?, Что такое Медитация?,  Йога (микс), Интегральная йога, Йога и питание, Зачем в йоге нужен учитель?, книги: Хатка-йога Прадипика, Кристофер Ишервуд "Рамакришна и его ученики".
.

 

на главную